Состав слова


Разбор слова по составу (морфемный разбор слов - обозначение - код 2)  - 
это выделение частей, из которых оно состоит.



Порядок разбора слова по составу:

1. В первую очередь рекомендую определить слово как часть речи. Это поможет выделять при анализе знакомые морфемы, характерные для определенных частей речи. А также поможет менять форму слова для выделения окончаний.

2. Находим окончание слова. Чтобы верно выяснить, какое у конкретного слова окончание, необходимо изменить несколько раз форму данного слова.
У имен существительных и прилагательных удобно менять окончание, изменяя слово по числам, родам,падежам. 
Глаголы лучше изменять по числам, временам, лицам в н.в. и в б.в. или родам в ед. ч. п.в.

Помните, что форма слова - это одежда слова. Меняя одежду, человек остается самим собой, а не становится самому себе родственником. То есть, слова одной части речи, у которых меняем только окончание, являются одним и тем же словом!!! 

3.После обозначения окончания нужно выделить основу.
По сути основа - это слово без окончания (как человек без одежды)

4. Затем находят корень слова. 
Чтобы определить его, нужно подобрать как можно больше однокоренных (родственных) слов.
Внимание! Когда слово длинное или малоизвестное, допускается на данном этапе выделять известные приставки и суффиксы, а корень обозначать в последнюю очередь, когда все другие части уже «отброшены». 

5. Потом лучше выделить приставку, поскольку чаще всего найти её не составляет труда. 

6. На последнем этапе разбора обозначают суффиксы. Их выделяют, рисуя сверху «крышечку». Обычно именно с этой частью слова возникают проблемы: суффиксов очень много, они разнообразны по значению. Оптимальный вариант – запомнить основные суффиксы для каждой части речи, научиться ориентироваться в их словообразовательных значениях.
Нюансы разбора слова по составу тут

Практическая часть состоит из карточек. Собрана для отработки навыка практического применения данной орфограммы. Используется при самостоятельном изучении темы и в процессе орфографического мониторинга "По следам ошибок"

КАРТОЧКА 1. 
Спиши. Разбери слова по составу 
а) Царский, пришкольный, мальчики, березка, морская, поход, снежки, ужонок,прилетели, русский, маленький, головка, полевой, краски, откусила, лисичка, банный, подарки, звонок.

б) Снежная, коровка, березовый, замазка, школьница, лучистый, блинчики, ежонок, утята, полёт, метелица, домик, домище, цветная, повар, самовар, грибной, лисёнок, потемнели, вылез

в) Водяной, дубочек, хитрый, записка, откусил, тропинка, заводской, носище, плечистый, лучик, кленовый, хлебница, просвет, крикуны, ручной, заплатка, кормушка, сладкий, дождевая.

г) Реченька, ежонок, мясник, грудка, домовой, козлёнок, столбик, молочник, зверинец, сосна, снеговик, ягодное, платочки, цветник, перелесок, горная, прибегу, самовары, приморский,

д) Задумка, отработал, степная, горлышко, рожки, охотник, грустная, рассказы, смешной, силачи, скрипка, нотная, дедушка, забег, пробежка, самолёт, кленовый, зверьки, капустный...

КАРТОЧКА 2. 
а) Выпиши из списка 10 слов, соответствующие схеме: корень, суффикс, окончание (не нулевое)
б) Выпиши из списка 5 слов, соответствующие схеме: приставка, корень (окончание нулевое)

КАРТОЧКА 3. 
Спиши слова. Подчеркни слова, в которых нет приставок.
а) Улитка, уехать, ужалить, ударить, унести, утка, укроп, уколоть, умный, убежал.
б) Полка, побежали, поспешил, понедельник, постель, полетел, подружился, полный.
в) Слез, слеза, столик, сосновая, сбежались, снесли, скатился, смелый, степь.
г) Наводнение, наркоз, наш, нарубил, нация, начальник, нарисовал, натянул, нарезка.

КАРТОЧКА 4.
Образуйте от данных слов родственные слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (ОК, К, ИК, ИН+К, ОЧК, ЕНЬК, ЫШК, ... )
Лес - ___, гриб - ___, куст - ___, поляна - ___, тропа - ___, белка- ___, лиса - ___, дочь - _____, кот - ____, ягода - _____, книга - ____, солнце - ____, берёза - ____, друг - _____, шар - _____ .

КАРТОЧКА 5
Заполни таблицу словами, распределяя каждую часть слова соответственно в нужную ячейку.
Пришкольный, осинник, пробежка, столик, корова.

КАРТОЧКА 6.
Вставьте приставки, образуйте новые родственные слова.
...кидка-прикидка, ...мерка, ...бавка, ...возка , ...жигание, ...росток, ...лечься, ...гул, ...садка, ...живление, ...пас, ...дуться, ...лётные, ...ездка, ...мирание, ...писчик, ...влечься, ...хлада, ...грузка, ...тухание, ...кладка, ...бежка, ...колка, ...думка, ...садка, ...стольные, ...ход.



Тренажёр-игра "Состав слова" (Е.Коляда)

Повторяем знания о частях слова (Н.Парнявская)
Учимся находить суффиксы (Е.Галанжина)
Собери пазлы, выбирая слова к схеме состава слова (Л.Ерофеева)

Кто хочет стать отличником. Игра на знание частей слова. (И.Скоморохова)

Повторяем приставки. (Л.Иванова)


ДРУГИЕ ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ "СОСТАВ СЛОВА"
***
***
*** 
***
***
***

Комментариев нет:

Отправить комментарий