Пропуски букв, замены, перестановки...

В РАБОТЕ


Если вы при письме часто пропускаете буквы, меняете их на другие буквы или сочетания букв, а также делаете перестановку букв в слове, это не всегда причина логопедического характера. Больше вариантов в том, что ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ НАВЫКА СПИСЫВАНИЯ. Для этого надо научиться ДВОЙНОМУ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ ПРОГОВАРИВАНИЮ. Научите свои губы ЧЁТКО проговаривать слово ТАК, КАК ОНО ПИШЕТСЯ (это и есть орфографическое проговаривание). Мы будем называть это упражнение "Обезьянка", потому что это сначала кажется смешным. По сути наши губки будут корчить рожицы))) 

Как работать с двойным проговаривание при письме?
1. Четко, медленно по слогам прочитываем слово.
2. Записываем это слово точно так же четко, медленно по слогам его проговаривая. 



Сначала научитесь проговаривать ВСЛУХ. А потом постепенно переведите губы в неслышимый режим. Губы обязательно "кривляются" в четком, но молчаливом "проговаривании"


Давайте попробуем выполнить несколько упражнений. Но помните, это правило нужно делать всегда при списывании. Постепенно ваш мозг натренируется это делать без звука и без губ.
Удачи!


Практическая часть состоит из карточек. Собрана для отработки навыка практического применения данной орфограммы. Используется при самостоятельном изучении темы и в процессе орфографического мониторинга "По следам ошибок"

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА
КАРТОЧКА 1
Спиши слова с четким медленным проговариванием (см. упражнение "обезьянка")
А) Дуршлаг, скрупулёзно, конфорка, винегрет, автомобиль, черёмуха, дерматин, грейпфрут, одышка, подушка.
В) Пирожное, мороженое, констатировать, инцидент, почерк, аквариум, гидрофор, учреждение, йогурт, валежник.
КАРТОЧКА 2
Спиши слова с четким медленным проговариванием (см. упражнение "обезьянка"). Выполни уровень А. Если допустил хотя бы одну ошибку, выполни и уровень В.
А) Привкус, прикус, перекус, персик, прекрасный, прискакал, пирс, пирсинг, перстень, пристань, перестань, переставь...
В) Пространство, простынь, приостановить, простота, перестановка, остановка, остаток, остриё, строить, странник, стирать, стричь.

КАРТОЧКА 3
Спиши слова трудные слова, которые часто используют дикторы ТВ, с четким медленным проговариванием (см. упражнение "обезьянка").

Выгравированы, правительство, международный, неиссякаемый, предприятие, субсидии, государственный.

КАРТОЧКА 4
Спиши скороговорку с четким двойным проговариванием.
А) От топота копыт пыль по полю летит.
Б) Топает гиппопотам тут и там.
В) Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

КАРТОЧКА 5
Спиши скороговорку с четким двойным проговариванием.
А) Саша — само совершенство, а еще самосовершенствуется!
Б) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В) Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей...

 
КАРТОЧКА 6
Спиши скороговорку с четким двойным проговариванием.
А) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Б) Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
В) Шакал кушал шашлык.

КАРТОЧКА 7
Спиши скороговорку с четким двойным проговариванием.
А) У ежа ежата, у ужа ужата. 
В) Жутко жуку жить на суку.

КАРТОЧКА 8
Списывание с письменного текста. Несколько карточек для отработки списывания с проговариванием.
А
Б
В
Г
Д
Е
Карточки можно увеличить, нажав на них
КАРТОЧКА 9
Разгадай ребусы-шифровки, запиши слова с четким проговариванием.
Карточку можно увеличить, нажав на неё
КАРТОЧКА 10
Давай представим такую ситуацию, что одна девочка знает одну группу букв, а вторая - другую. Совместив эти буквы, можно прочитать пословицу в ее полном варианте. Главное - не торопиться! Сначала совмести, потом прочитай, используя "Обезьянку" для губ, а затем правильно запиши 4 пословицы с двойным проговариванием. Проверь!
 1
 2
 3
 4
Карточки можно увеличить, нажав на них
КАРТОЧКА 11
Составь слова по первым буквам картинок, напиши слова через запятую с четким проговариванием вслух. Не торопись!

Карточку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 12
Злой волшебник заколдовал животных зоопарка: у одного взял голову, у другого - туловище, у третьего - хвост. Помоги им вспомнить свой первоначальный вид: запиши названия всех трёх животных через запятую, внимательно сверяясь с надписями на клетках. 
Карточку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 13
Расшифруй слова с помощью таблицы, запиши полученные слова с чётким проговариванием через запятую, подчеркни одушевленные имена существительные. 

Карточку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 14
Из слов каждой строки составь два слова, разделив буквы по цвету. Запиши слова в тетрадь, используя приём “обезьянка”
 Карточку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 15
Посмотри! Сердитый дождик решил смыть стихотворение. Но пока ещё можно прочитать его, хотя некоторых букв уже нет. Ты можешь спасти текст, переписав в тетрадь грамотно, без ошибок. Для этого используй приём “обезьянка”. Если хочешь проверить, правильно ли ты списал, жми на ссылку, собери пазлы и проверь себя.
Карточку можно увеличить, нажав на нее

КАРТОЧКА 16
Пройди по чудо-дорожкам, собери слова, запиши их через запятую с двойным проговариванием.
Карточку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 17
Отыщи слова, которые спрятались в траве. Что их объединяет? Используя прием “обезьянка”, запиши эти слова в алфавитном порядке в тетрадь через запятую.
Карточку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 18
Кукушка перепутала все яйца в гнездах. Собери яйца одного цвета в одну корзину, узнай название птицы. Запиши все названия птиц через запятую.
Карточку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 19
Помоги роботу дополнить тексты. Читай внимательно задания на карточках.
1 (п,т)
 2 (ш,т)
 3 (б,д)
Карточки можно увеличить, нажав на них
КАРТОЧКА 20
Задание




ТЕКСТЫ ДЛЯ СПИСЫВАНИЯ

ТЕКСТ 1.
Заглянула зима в лес. Нарядила она сосны и ели в снеговые шубы. До самых бровей надела им белоснежные шапки. Пуховые варежки дала веткам. Стоят лесные богатыри спокойно. Кустики и молоденькие деревца тоже оделись в белые шубки. Так хорошо!
(По Г. Скребицкому.)

ТЕКСТ 2
Осень смывает дождём пёстрый узор листьев. Серыми тучами покрывает небо. Вышло солнышко. Золотыми монетками на голых сучьях берёз заблестели последние листья. Река стала синее, шире просторы родной земли.
(По Г. Скребицкому.)

ТЕКСТ 3
Был тёплый зимний день. Вышли ребята во двор. Дворник Степан принёс шланг. Мальчики взяли в руки лопаты и мётлы. Дружно чистят снег. Весь день шла работа. Дядя Гриша залил каток.

ТЕКСТ 4
Расцвёл подснежник. Он кивает синей головкой на ветру. И ветер кажется синим. Над этим синим миром выплыло и заблестело солнце. Ветер пригнал дождь. Они смешали все краски и расплескали всюду зелёное. На ветках раскрылись листочки. Вот и пришла весна!
(По Ю. Щербакову.)

ТЕКСТ 5
У столба росла яблонька. Часть её веток засохла. Вечером к дереву прилетела стайка пёстрых дятлов. Птенцы уселись на сучья. Дятел стал долбить столб. Только щепки летели вокруг. Мимо шли люди. Стайка живо поднялась в воздух. Через несколько секунд работа продолжится.

ТЕКСТ 6
Утром озеро было красиво. Солнце нежно ласкало кувшинки. За кустом ловил рыбу мальчик Лёшка. Ему было лет семь. Вдруг его леска резко дёрнулась. Лёшка упал в воду. На воде забулькали пузырьки. Показалась голова мальчика. Я помог малышу выбраться на берег.
(По Э. Шарапову.)

ТЕКСТ 7
Село Жуково стоит у реки. Летом наша семья живёт там. У бабушки есть коза Розка. Сестра Ольга готовит ей корм. Коза у крыльца ждёт девочку. Брат Алёша любит удить рыбу. Раз он поймал щуку. Бабушка Дарья сварила уху. Вкусна была уха!

ТЕКСТ 8
От деревьев на землю ложилась густая тень. Под ногами мох. Он похож на ковёр. Тёплый ветерок играет с цветами и травами. Между деревьями летают мошки, жужжат сердито шмели. Кругом жизнь и радость! Я люблю лес в любое время года.

ТЕКСТ 9
Белочка.
На пеньке сидел маленький рыжий зверёк. У него был пушистый хвост, рыжая шубка с серым отливом. Это была белочка. Она грызла еловую шишку. Маленькому медвежонку понравился зверёк. Он подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взвилась ввысь по стволу дерева. Не захотела она играть с медвежонком.

ТЕКСТ 10
Медведь.
Жил на берегу Байкала старик. Однажды видит в окошко, что бежит к избе большой медведь. А за ним гонится стая волков. Мишка заскочил в сени. Дверь за ним закрылась. А он ещё ее и лапой придавил. Так и остался медведь в избе зимовать под охраной старика.


ТРЕНАЖЕР 1
Найди ошибки в словах: пропуски, замены, перестановки букв
 ТРЕНАЖЕР 2
Найди ошибки в словах: пропуски, замены, перестановки букв 
====================================================================
На страничке использованы авторские задания, игры, тренажеры 
Шевалдиной Елены, Климкович Елены, Иванюшиной Светланы, Ольги Сараевой, Селезневой Елены и др.

2 комментария:

  1. Браво, девочки!!! Еще одна страничка блога в работе "Пропуски, замены, перестановки букв". У нас появилось столько интересных АВТОРСКИХ бесподобных заданий! Девочки, вы умницы!!! СПАСИБО, Светлана Иванюшина , Елена Шевалдина, Елена Климкович, Елена Сараева. И всем-всем, кто давал дельные советы.

    ОтветитьУдалить
  2. Подробней о проекте "По следам ошибок" https://klassnagizn.blogspot.com/2018/08/blog-post.html

    ОтветитьУдалить