Жи-ши, ча-ща, чу-щу







Если вы сделали ошибку на данную орфограмму в письменной работе, вам в работе над ошибками нужно сделать следующее.
1. Напиши слово с пробелом
2. В скобочках укажи орфограмму и только после этого вместо пробела вставь пропущенную букву.
3. Приведи примеры слов с такой же орфограммой (2-3 слова)
4. Подчеркни орфограммы
НАПРИМЕР
Ж_раф (жи - с гласной и! Запомнить) жизнь, ужин, живот...

 
КАРТОЧКА 1.
Сочини сказку,
в которой рассказывается, почему буквы "Ж" и "Ш" не дружат с буквой "Ы", а дружат с буквой "И".
 
КАРТОЧКА 2.
Сочини сказку,
в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Я", а дружат с буквой "А".

КАРТОЧКА 3.
Сочини сказку,
в которой рассказывается, почему буквы "Ч" и "Щ" не дружат с буквой "Ю", а дружат с буквой "У".
 
КАРТОЧКА 4.
Найди и исправь ошибки.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное. (14 ошибок)
 

КАРТОЧКА 5.
Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму.
У шиповника красивые цветы.
Чудная картина, как ты мне родна.

Дедушке сшили новый жилет.
У машины резиновые шины.

У нас живёт собака Рыжик.
Вечером мы пили чай с шиповником.
В воздухе кружились пушистые снежинки.
Мыши живут в норке.
 
КАРТОЧКА 6.
Допиши слово или отгадку. Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ . 
***
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _ . 
***
Если с крыши потекло
И сугробы ниже – 
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ _ . 
***
По полям бегут ручьи,
На дорогах … 
Скоро выйдут муравьи
После зимней _ _.
***
Покружилась в воздухе 
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это _ _ _ )
***
Белые горошки 
На зеленой ножке. (Это _ _ )
***
Клубок, да не пуш_стый.
Колючий, да ерш_стый. (Это _ )
***
Идут, бегут, а с места не сойдут. (Это _ _ )

КАРТОЧКА 7.
Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ. 
Летучие ___. Душистые ___ . Колкие ___. Колючий ___.Проворные___ . Цветные ___. Чумазые ___. Чистые ___. Густые ___ .
 
КАРТОЧКА 8.
Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Ароматный чай - д_____________ чай,
просторные улицы - ш_____________ улицы,
толстый кот - ж____________ кот,
мохнатые ели - п_____________ ели?
огромные лужи -б ___________ лужи,
красивые цветы - ч___________цветы,
прекрасный малыш - заме____ый малыш,
 
КАРТОЧКА 9.
Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
узкий - ш____________,
маленькие - б____________,
свои - ч__________________,
провожает - в_____________,
мёртвый - ж_____________,
редко - ч____________,
постная (пища) - ж__________,
говорить - м__________,
чистый - ч_м_________,
болтун - м__________,
радость - пе__________,
пряч_т - ищ________,
конец - н_______.
 
КАРТОЧКА 10.
Припиши слева или справа сочетания "жи-ши, ча-ща, чу-щу", чтобы получились слова.
Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

КАРТОЧКА 11.
Напиши слова во множественном числе.
Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

КАРТОЧКА 12.
Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Коровы - м________, птецы - п__________, змея ш__________, сычи - кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы - ст________, кони мч_т.
 
КАРТОЧКА 13.
Спиши, вставь пропущенние орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Шиповник.
В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами.Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__. 
Роща.
За рекой дубовая ро__. Мы __сто гуляем в роще. Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты! Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.
Щука.
__вёт в пруду __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но __ка хитра. Она караулит свою добы__.__ка - рыба хитрая.
Дятлы.
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам. Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они и__т вкусные семена.
 
КАРТОЧКА 14.
Спиши, подчеркни орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
В живом уголке жили ежи и ужи.
У Маши и Миши в чулане жили мыши.
У Ильича удача, есть машина и дача.
У грача грачата пищат.
У врача свеча горяча.
 
КАРТОЧКА 15.
Вставь пропущенные буквы (где нужно), подчеркни орфограмму.
Оч_ровательные еж_ в тиш_не ч_щи ш_пят на ш_шки. Мыш_ реш_ли сш_ть ч_лму для ч_йки. Птич?ка везёт колюч?ку на тач?ке. У Наташ_ и Гриш_ ч_епитие. Наш_ малыш_ ищ_т перч_тки и карандаш_.
 
КАРТОЧКА 16.
Придумай свои предложения, чтобы почти в каждом слове была данная орфограмма(по типу предыдущего задания)
 
КАРТОЧКА 17.
Прочитай. В тексте перепутаны предложения о разных животных.О каких животных идет речь?Спиши, вставь пропущенные орфограммы, напиши название животного. Подчеркни орфограмму.
Они мало похож_ на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уш_. Вместо лап у них ш_рокие ласты. Голова увенчана небольш_ми рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой ж_ра. Это защита от стуж_. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна прич_дливой формы. Эти красивые ж_вотные – ж_тели равнин.
_______________ - ж_вут в холодных морях.
________________ - самые высокие из ж_вущих на Земле ж_вотных. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий