Морфологический анализ имени существительного


Морфология – это наука, которая изучает части речи. Следовательно, морфологический анализ позволяет понять сущность грамматических признаков слов или целых предложений.

Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:
  • общее грамматическое значение;
  • морфологические признаки (или грамматические значения);
  • синтаксическую роль.
Главное правило — вне контекста разбор слова осуществлять нежелательно, так как слова в предложении.

АЛГОРИТМ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 
(код - 3)

Записать имя существительное так, как оно употребляется в предложении, указать часть речи.
1. Записать начальную форму слова, что обозначает.
2. Постоянные признаки: одушевленное или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род (мужской, женский, средний), склонение (1,2,3).
3. Непостоянные признаки: число (единственное или множественное), падеж.
4. Роль в предложении (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение)

ВНИМАНИЕ! *Если существительное употребляется только в форме множественного или единственного числа, то этот признак рекомендуют записывать в категорию постоянных признаков

ПРИМЕР РАЗБОРА
Над лугом порхают пестрые бабочки.

(Над) лугом  - имя сущ.;
1. Н.ф. - луг, обозначает предмет;
2. П.п. - неодуш., нариц., м.р., 2 скл.;
3. Н.п. - ед.ч., Т.п.;
4. Над чем? - дополнение. Где? - обстоятельство.

Бабочки - имя сущ.;
1. Н.ф. - бабочка, обозначает живой предмет;
2. П.п. - одуш., нариц., ж.р., 1 скл.;
3. Н.п. - мн.ч., И.п.;
4. Кто? - подлежащее.

Алёнка надела тёплое пальто*. 

Алёнка - имя сущ.;
1. Н.ф. - Алёнка, обозначает живой предмет;
2. П.п. - одуш., собств., ж.р., 1 скл.;
3. Н.п. - ед.ч., И.п.;
4. Кто? - подлежащее.

Пальто* - имя сущ.;
1. Н.ф. - пальто, обозначает предмет;
2. П.п. - неодуш., нариц., с.р., несклоняемое, ед.ч.;
3. Н.п. -  В.п.;
4. Дополнение.


Сделай морфологический анализ выделенных имен существительных (для работы в обучалочках).

КАРТОЧКА 1
Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стаями собираться. Покричали и полетели в тёплые страны. Остался воробей, да и тот под крышей забился.
КАРТОЧКА 2
Идёт человек по лесу. На деревьях тяжёлые шапки. Ёлки выпрямились. Сильные еловые лапы держат снег. А берёзы согнулись дугой. Человек стукнул палкой по берёзе. Снег с вершины свалился. Русская красавица свободно вздохнула, выпрямилась.
Так от одной берёзки к другой идёт писатель Пришвин. Он освобождает деревья от снежного плена.
КАРТОЧКА 3
В начале мая приехал я из Москвы на Белое море. Я наблюдал за ходом весны прямо из окна домика. Перед моим окном был палисадник. Там росли молоденькие берёзки. Через их тонкие ветки мне была видна просторная гладь Белого моря. Оно уже очистилось ото льда. Огромные стаи гусей и уток неслись над водой. Птица летела с юга ночами. Море серебрилось и блестело.
КАРТОЧКА 4
На верхушке ёлки сидит синичка. Вот она вспорхнула и летит к кормушке. Она уносит в клювике часть горбушки булки, чтобы съесть её на крыше беседки
КАРТОЧКА 5
По ветке берёзки бежит белочка. Она скачет по ограде, пробегает по дорожке к лавке на соседском участке. Зверёк спешит к большой железной миске. Там для белочки приготовили корм. Нашей соседке Верочке нравится заботиться о живой природе. Мы тоже оставляем еду в кормушке.


ТРЕНАЖЕР 1
Тренажер-игра для тех, кому нужно потренироваться в определении имен существительных СОБСТВЕННЫХ и НАРИЦАТЕЛЬНЫХ
(Автор Е.Селезнева)
ТРЕНАЖЕР 2
Тренажер-игра для тех, кому нужно потренироваться в определении имен существительных ОДУШЕВЛЕННЫХ и НЕОДУШЕВЛЕННЫХ
(Автор Е.Селезнева)
ТРЕНАЖЕР 3
Тренажер-игра для тех, кому нужно потренироваться в определении СКЛОНЕНИЯ имен существительных 
(Автор Е.Селезнева) 
ТРЕНАЖЕР 4
Тренажер-игра для тех, кому нужно потренироваться в определении ПАДЕЖА имен существительных 
(Автор 08zena72)
ТРЕНАЖЕР 5
Тренажер-игра для тех, кому нужно потренироваться в определении ПАДЕЖА имен существительных
(Автор Н.Лысенко)

2 комментария: