Имена собственные и нарицательные


Сначала постарайся вспомнить, какие имена существительные называют нарицательными, а какие собственными. Что ты можешь рассказать об этих понятиях, рассматривая таблицу, которая у тебя получилась?


Давайте разберемся получше, чем отличаются имена нарицательные от имен собственных.

НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ имена существительные обозначают названия класса предметов или явлений, обладающих рядом признаков, по которым их можно отнести к указанному классу. К примеру, имена нарицательные - это: пёс, гора, журнал, река, девочка... Они не называют какой-то конкретный предмет, человека, животное, а обозначают целый класс. Используя эти слова, мы подразумевает любую гору или девочку, любой город или страну. Такие существительные пишутся со строчной буквы

СОБСТВЕННЫЕ имена существительные - это слова или словосочетания, которые  обозначают определенный и конкретный предмет, существующий в единственном экземпляре. К именам собственным относятся имена людей, клички животных, названия городов, рек, улиц, стран... Например: Волга, Ольга, Россия, Берёзники. Эти слова всегда пишутся с заглавной буквы и указывают на определенное лицо или единичный предмет.

Ролик-урок "Имена собственные и нарицательные"


Практическая часть состоит из карточек. Собрана для отработки навыка практического применения данной орфограммы. Используется при самостоятельном изучении темы и в процессе орфографического мониторинга "По следам ошибок"


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА

КАРТОЧКА 1
Есть такая игра в мяч -  "Я знаю пять имен...". Мы сейчас в нее поиграем. Я начинаю предложение, а ты списываешь это начало и дописываешь через запятую имена собственные или нарицательные (Будь внимателен). Я надеюсь, ты уже точно знаешь, как их нужно грамотно записать (см. таблицу выше)

А) Я знаю пять имён девочек: ........., ............., .............., .............., ...................
Б) Я знаю пять имён мальчиков:  ...
В) Я знаю пять фамилий детских писателей: ...
Г) Я знаю пять названий цветов: ...
Д) Я знаю пять материков: ....
Е) Я знаю пять рек своей страны: ...
Ж) Я знаю пять называний птиц: ...
З) Я знаю пять названий животных: ...
И) Я знаю пять кличек животных: ...
К) Я знаю пять городов своей страны: ....
КАРТОЧКА 2
Дай каждому животному кличку, запиши название животного с его кличкой через запятую.
Картинку можно увеличить, нажав на нее.
КАРТОЧКА 3
 Спиши текст. Вместо точек напиши имя мальчика и кличку собаки.

Ясным зимним днём ………………… и ………………………….. взяли санки и пошли на горку. Собаке ………………………….. повязали шарфик, а …………………….. одели костюмчик. Только котёнок ……………………… не хотел одеваться. Ему будет тепло у ……………………… на коленках. Раз, два, три – поехали!
 
КАРТОЧКА 4
Прочитай слова. Они записаны все с заглавной буквы, потому что после каждого слова стоит точка. Запиши эти слова через запятую, соблюдая правило написания имен собственных, которые всегда пишут с заглавной буквы.

Зинка. Алёнка. Сестрёнки. Ведёрко. Корзинка. Грибы. Дружок. Пёс. Полянка. Пасека. Дед. Игнат. Пчёлы. Ульи. Мёд. Мама. Таня. Бабушка. Аня.

КАРТОЧКА 5
Найди в записи  имена собственные и выпиши их через запятую. Подчеркни орфограмму.
РЕКИВОЛГАНЯБЛОКОЛЯГУШКИНОРИЛЬСКАТИХИЙОКЕАНТОНЯКОВАЛЁШАРИК
КАРТОЧКА 6
На полке стоят книги. Запиши автора и название книги по всем правилам. Смотри образец. 
ОБРАЗЕЦ: Александр Сергеевич Пушкин "Мцыри" 
Картинку можно увеличить, нажав на нее.
КАРТОЧКА 7
Представь, что у тебя есть животные. Тебе нужно их назвать. Подумай, как бы ты их назвал(а) по признакам-подсказкам. 
а)Запиши только названия животных и рядом придуманную кличку.
б) Спиши начало предложения, вместо точек напиши имена собственные.
Мой пёс чёрного цвета, поэтому его назвали ...
Наша корова родилась ночью, поэтому ее назвали ...
Наш кот пушистый, поэтому его назвали ...
Наш попугай любит громко кричать, поэтому его назвали...
Мы купили золотую рыбку и назвали ее ...
Наша кошка рыжего цвета, мы стали звать ее ...
У лошади на лбу белое пятнышко, поэтому мы назвали её... 
Мой бельчонок очень шустрый, и я назвал его ...
КАРТОЧКА 8
Ответь на вопросы, запиши полные ответы, выдели орфограммы.
Как зовут твоих родителей?
Как называют тебя родители.
Как будет записано твое имя в паспорте?
В каком городе ты живёшь? На какой улице стоит ваш дом? 
Какая река протекает по вашему городу?
Как зовут твою учительницу? 
Твои самые лучшие друзья.
Есть ли у тебя домашние животные? Напиши кто и их клички?
КАРТОЧКА 9
Рассмотри картинки. Дай имена детям и напиши, что они делают, чем занимаются. Напиши 4 предложения, используя имена детей. Обрати внимание на союзы помощники. 
Картинку можно увеличить, нажав на нее.
КАРТОЧКА 10
Дай имена всем героям картин и запиши их так: бабушка …, внучка … 
Запиши имя, фамилию, отчество автора грамотно, используя строчные и заглавные буквы. Запиши названия картин грамотно, используя кавычки, строчные и заглавные буквы.
Картинку можно увеличить, нажав на нее.
КАРТОЧКА 11
Спиши, вставляя   клички  животных.
Громко лает собака… . На крыше мяукает кот … . В сарае мычит корова … . Весело ржёт конь … . В клетке поет канарейка … . В поле пасется бык ...

КАРТОЧКА 12
Ответь на вопрос: кто написал эти картины. Оформи ответ полным ответом. Помни, что  названия картин   пишутся с заглавной буквы в кавычках.
Картинку можно увеличить, нажав на нее.
КАРТОЧКА 13
Спиши, раскрывая скобки, подчеркните имена собственные.

Мою младшую сестру зовут (У, у) льяной. Пчела залетела в (У, у) лей. Испуганная (В, в) орона взлетела с дерева. Река (В, в) орона протекает в европейской части России. За окном весело чирикала стайка (В, в) оробьев. Мой друг Денис (В, в) оробьев занимается в шахматной школе. Наш кот (Р, р) ыжик любит сметану. Маленькая Маша срезала (Р, р) ыжик и положила его в своё лукошко. У коровы (З, з)орьки телёнок (Б, б)орька.
КАРТОЧКА 14
Допиши слова собственные.
Собака________________, корова _______________, коза ____________________,  попугай _________________, девочка__________________, река _________________,  город ____________________, страна ___________________, пёс ________________,   горы_____________________, море __________________, озеро_________________,  хомяк ___________________, обезьянка ___________________, кот______________ ...

КАРТОЧКА 15
Напиши полные имена:
Лена______________, Рита _____________________, Стёпа_________________, Галя ______________, Наташа ___________________, Света __________________, Филя _________________, Петя________________, Даня __________________, Саша_______________________, Гриша ___________________, Лёва __________...


КАРТОЧКА 16
Напиши имя отчество ребенка.
Олиного папу зовут Юра -
Витиного папу зовут Игорь -
Папу Светы зовут Семен Петрович -
Наташиного папу зовут Пётр -
Папу Лены зовут Василий Иванович -
У Зои папа Коля -
КАРТОЧКА 17
Напиши имена детей в алфавитном порядке, используя заглавные и строчные буквы.
МИЛА, ПОЛИНА, ЕГОР, АНЯ, ЖЕНЯ, ТИМУР, БОРЯ, ОЛЯ, КАТЯ, ТАЯ, ОЛЕГ, ФИЛЯ, ЗАХАР, МАША.

КАРТОЧКА 18
Спиши предложения, выбери правильное написание слова (где нужно, меняй форму слова).

(Орёл //орёл)
Гордый ______________ парит над полями.
Город ______________ необычайно красив.

(Роза //роза)
В саду росла красивая _______________.
Моя подруга _____________ любит читать книги.

(Шарик, шарик)
На празднике мне подарили воздушный ____________.
У меня есть пёс ________________.

(Мишка //мишка)
Мой друг _____________ собирает марки.
Я подарил братику игрушечного ____________.

(Сережка //сережка)
Вчера Нина потеряла золотую ________________.
Брат ______________ нашёл её и отдал сестре.

(Солнце //солнце // Земля // земля)
Яркое _____________ греет  _____________.
Наша планета _____________ вращается вокруг _________________. 
Третья планета от ________________ - это ________________.

(Пушок // пушок)
У моего маленького братика на голове вместо волос редкий ______________. 
Наш кот _____________ вчера украл сосиску со стола.
(Уголёк //уголёк)
В печи догорает последний _________________.
Своего чёрного щенка я назвал __________________.

(Рыжик // рыжик)
Гриб _____________ растёт в лесу.
Кот ______________ ужасно ленив.

(Лев //лев)
В клетке зоопарка сидел грустный _______________.
За ним ухаживал бывший дрессировщик __________ Егорович.

(Лилия // лилия)
На клумбе выросла прекрасная _____________.
Мою сестру тоже зовут __________________.



КАРТОЧКА 19
Соедини слово с картинкой, аргументируй свой выбор. Придумай и запиши несколько предложений, в которых слово употребляется как имя собственное и имя нарицательное. 
Картинку можно увеличить, нажав на нее

КАРТОЧКА 20
Увеличь картинку (картинку можно увеличить, нажав на нее) , рассмотри созвездие Большой Медведицы. Помоги звездочёту записать названия звёзд Большой Медведицы в алфавитном порядке?
Картинку можно увеличить, нажав на нее

КАРТОЧКА 21
Дополни текст именами существительными нарицательными и собственными, используя картинки-опоры. Имена собственные подчеркни зеленым карандашом, а имена нарицательные - синим.

Картинку можно увеличить, нажав на нее

КАРТОЧКА 22
Помоги астронавту звездолёта выбрать такое направление, чтобы путь его пролегал от самой близлежащей к Солнцу планеты до самой отдалённой. Запиши названия планет по порядку через запятую.

Картинку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 23
Помоги путешественнику составить маршрут экскурсии по городам побережья Москва-реки, начиная с Можайска и до реки Ока. Запиши все города через запятую, подчеркни орфограмму. 
Картинку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 24
Помоги путешественнику составить список рек и притоков, показанных на карте. Запиши все реки через запятую, подчеркни орфограмму.

Картинку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 25
Ира и Иван живут в Суздали. На каникулах они решили посетить Золотое кольцо России. Запиши названия городов по порядку, двигаясь по часовой стрелке.
Картинку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 26
Расшифруй фамилии известных писателей с помощью таблицы, запиши полученные слова через запятую, подчеркни орфограмму имён собственных. *Проверь знание данных поэтов, писателей и их произведений, пройдя по ссылке
Картинку можно увеличить, нажав на нее
КАРТОЧКА 27
Послушай песенку Капитана Краба, выполни задания. Видео можно останавливать для записи..
ЗАДАНИЕ 1.       
Выпиши 5-6 названий животных и 5-6 названий географических объектов.

ЗАДАНИЕ 2.       
Запиши 4-5 предложений, кто и где живет.



ТРЕНАЖЕР 1
Разложи карточки по группам: имена собственные и имена нарицательные.
Автор: Елена Селезнева 


ТРЕНАЖЕР 2
Классификация имен существительных.
Автор Наталья Митрофанова


ТРЕНАЖЕР 3
Собери пазлы, классифицируя имена собственные по категориям.
Автор Наталия Леонова



ТРЕНАЖЕР 4
Исправь ошибки в именах собственных и нарицательных. Читая текст, нажимай на то слово, в котором есть ошибка. Если забыл правило, обратись к теории на этой страничке.
Автор Селезнева Елена
=====================================================================
Источники информации:
  • На странице использованы авторские игры и задания Шевалдиной Елены, Селезневой Елены, Натальи Коняхиной ...
  • О понятиях подробней тут http://fb.ru/article/140165/chto-takoe-imya-naritsatelnoe-i-sobstvennoe
  • Карточки по теме "Имена собственные"  http://tak-to-ent.net/load/201-1-0-2462 
  • https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-urok-po-pismu-i-razvitiyu-rechi-imena-sobstvennie.html

2 комментария:

  1. Спасибо всем соавторам данной странички:
    Елене Шевалдиной за ее интересные задания-карточки
    Светлане Иванюшиной за рифмопамятки
    Елене Озолиной, Елене Климкович, Ирине Прокудиной - за идеи.
    Ура, еще одна страничка заработала!!!
    Но и это не конец!!! Страничка может пополняться по мере находок и придумок.
    ПРисоединяйтесь к нам https://klassnagizn.blogspot.com/2018/08/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Елене Селезневой, что направляет нас на поиск, творчество, на то, чтоб детям было учиться ИНТЕРЕСНО!) Надеюсь, ребятам задания понравятся!)

      Удалить