Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце (с "Ь" и без)



БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!
Есть ТУШЬ, а есть ТУШ!

Что такое РОЖЬ?
Практическая часть состоит из карточек. Собрана для отработки навыка практического применения данной орфограммы. Используется при самостоятельном изучении темы и в процессе орфографического мониторинга "По следам ошибок"

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА

КАРТОЧКА 1. 
Пользуясь схемой, спиши, вставляя, где нужно мягкий знак. Объясни (в скобках или над словом свой выбор)
Врач..., ноч..., сыч..., калач..., реч..., грач....; лож..., нож..., рож...; ковш..., тиш..., мыш..., марш..., душ..., чуш... (ерунда), шалаш..., печ..., гореч..., борщ..., калач..., мыш..., брош..., карандаш..., нож..., матч..., клич..., ключ..., доч..., туш..., плач..., помощ...,багаж..., шалаш...

КАРТОЧКА 2. 
Поставь существительные в единственное число, спиши, аргументируя свой выбор постановки "ь"
Карандаши, сычи, броши, мечи, ландыши, калачи, мыши, ножи, стрижи, ерши, печи, врачи, малыши, плащи, ночи, дочери, вещи, куличи, экипажи, трюкачи, ключи, пейзажи, мужья, миражи, лучи, мячи.
КАРТОЧКА 3. 
К данным словам подберите однокоренные имена существительные с шипящей на конце.
Помощник - ......................

Ключик - ..........................
Мышеловка -....................
Чертёжник - .....................
Дочурка - ........................
Вещица - ........................
Брошка - .........................
Цирк - .............................
Сторожка - .....................
Печник - ..........................
Скрипка - ........................
Ночлег - ..........................
Труба - ............................
Тишина - .........................
Ёжиха - ............................
КАРТОЧКА 4. 
Напиши к словам синонимы-сущ. с щипящими (ж, щ, ч, щ) на конце слова.
Ребята - м------ь
Спокойствие - т--ь
Поддержка - п-----ь
Вранье - ф----ь
Ерунда - м----ь

КАРТОЧКА 5. 
Вставь, где нужно, мягкий знак.
Королевич..., блаж...,обруч..., грош..., змееныш..., фарш..., тираж..., мелоч..., реч..., овощ..., страж..., немоч..., душ..., красная туш..., калач..., вернисаж..., багаж..., вещ..., грильяж..., глуш..., лохмач...
КАРТОЧКА 6. 
Вставь, где нужно, мягкий знак.
Чиж..., плющ..., молодёж..., несмышлёныш..., электропеч..., ноч..., Эрмитаж..., голыш..., ландыш..., упряж..., смерч..., обруч..., гараж..., товарищ..., коттедж..., неуч..., наигрыш..., рож..., ткач..., овощ..., сыч...

КАРТОЧКА 7
Запишите слова в два столбика. В первый запишите слова, в которых мягкий знак указывает на мягкость согласных. Во второй – те слова, в которых мягкий знак стоит после шипящих.
Дочь, дверь, медаль, степь, лебедь, печь, молодёжь, морковь, картофель, мощь, упряжь, брошь, связь, чушь, глушь, роскошь, ложь, прорубь, кровать, скатерть, мелочь.

КАРТОЧКА 8
Напишите слова в единственном числе
Стрижи, ерши, чижи, ножи, ковши, камыши, ландыши, моржи, гаражи, ежи, блиндажи, лещи, пляжи, врачи, плачи, куличи, вещи.



КАРТОЧКА 9
Подберите к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначьте их род.
Неправда – ... , граница – ... , соревнование – ... , трепет – ... , ерунда – ... , команда – ... , сила – ... , призыв – ... , здоровяк – ... .
С л о в а д л я с п р а в о к : ложь, рубеж, матч, дрожь, чушь, экипаж, мощь, клич, крепыш.

КАРТОЧКА 10
Данные слова объедините в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением. Определите род имён существительных с шипящими на конце.
Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь, молодёжь, слабость.

КАРТОЧКА 11
Допишите по смыслу слова с шипящими на конце, укажите их род.
Душистый ... , красный ... , летучая ... , весёлый ... , ночная ... , маленький ... , лесная ... , крупная ... , правильная ... , детский ... , нужный ... , русская ... , вкусный ... , солнечный ... , мужской ... , красивая ... , свежий ... , медицинская ... , верный ... , спелый ... .
С л о в а д л я с п р а в о к : ландыш, карандаш, мышь, малыш, тишь, шалаш, глушь, дичь, речь, плач, ключ, печь, калач, луч, плащ, вещь, борщ, помощь, товарищ, овощ.

КАРТОЧКА 12
Вставьте вместо точек ь, где это следует. Укажите род существительных.
Без знаний и утро – ноч.. . 
Без работы и печ.. холодна. 
Книжка – лучший товарищ.
Короткую реч.. хорошо слушать. 
На безрыбье и мелоч.. рыба. 
Тот бригадир хорош, у которого хороша рож.. .

КАРТОЧКА 13.
Составьте и запишите предложения с данными словами. Выделенные имена существительные ставьте в единственном числе, укажите их род.
  1. Хорошую, речи, слушать, приятно.
  2. Скупой, беднее, нищего, богачи.
  3. Не, печи, а нива, кормит.
  4. Мыши, не, проголодается, в, амбаре.
  5. На, востоке, лучи, блеснул, солнца.
КАРТОЧКА 14
Спишите , вставляя где нужно "ь" 
1) Колосится золотая ... (Рож...). 
2) Мой отец много лет работает на заводе. У него большой рабочий ... (стаж...). 
3) Именительный ... (падеж...) – это начальная форма имени существительного. 
4) (Кирпич...) – хороший строительный материал. 
5) Холодный ... (душ...) полезен всем. 
6) Лесной ... (ландыш...) внесён в Красную книгу.

КАРТОЧКА 15
З а м е н и т е выражения одним словом и запишите. Укажите род имен существительных.
1) Человек, который играет на трубе. 
2) Человек, который выступает в цирке. 
3) Очень сильный человек. 
4) Человек, который играет на скрипке. 
5) Житель Москвы. 
6) Помещение, где стоят автомашины. 
7) Колючее животное. 
8) Место, где купаются и загорают. 
9) Известный музей картин в Санкт-Петербурге. 
10) Крупное морское северное животное с усатой мордой.

КАРТОЧКА 16
Прочитайте предложения. Распространите их словами разных частей речи. Напишите. Вместо точек вставьте ь, где это необходимо, укажите род этих имён существительных.
О б р а з е ц : Камыш.. шумит. У реки шумит высокий камыш (м. р.).
Товарищ.. помог. 
Молодёж.. борется. 
Реч.. звучит. 
Ноч.. наступила. 
Ландыш.. расцвёл. 
Послышался плач.. . 
Луч.. осветил.
КАРТОЧКА 17
Напишите ответы в строчку через запятую.
1) Суп со свёклой и другими овощами.
2) Дикие птицы и животные как предмет охоты.
3) Мягкая часть печёного хлеба.
4) Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник.
5) Человек с большими усами.
6) Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.
7) Способность говорить.
8) Пролом в стене, в корпусе корабля, пробоина.
9) Брусок из обожженной глины, используется для построек.
10) Беспорядок, путаница.

КАРТОЧКА 18
Спишите , вставив пропущенные буквы.
На рыбной ловле
Д..рога шла через рож.. . Вот (про) б..жала мыш.. . (В) роще послышался плач.. – это сыч.. зат..нул песню. Вот и р..ка. Наступила ноч.., и ловля нач..лась. Кругом ст..яла тиш.. . Камыш.. ш..птался (с) р..кою.
Скоро мне (по) пался ёрш.. , а (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и полноч.. . Мы сделали шалаш.. . Утром, тол..ко бл..снул луч.. солнца, мы были на н..гах.
По С. Аксакову.
КАРТОЧКА 19
Спишите, вставив пропущенные буквы.
Знаешь ли ты?
Морж.. – крупное северное м..рское ж..вотное. У него усатая морда с клыками. Морж.. – (пр..) крас..ный пл..вец.
М..ржами стали называть людей, которые занимаются плаванием з..мой. Человек-морж.. тоже не б..ится л..дяной в..ды.

ТРЕНАЖЕР 1
Запиши слова правильно, используя алгоритм правописания имен существительных мужского и женского рожа с шипящей на конце.
Со-Автор: Селезнева Е.В.

ТРЕНАЖЕР 2
Распредели слова по группам, используя алгоритм правописания имен существительных мужского и женского рожа с шипящей на конце.
Со-Автор: Селезнева Е.В.

ТРЕНАЖЕР 3
Распредели слова по группам, используя алгоритм правописания имен существительных мужского и женского рожа с шипящей на конце.
Со-Автор: Селезнева Е.В.
ТРЕНАЖЕР 4
Распредели слова по группам, используя алгоритм правописания имен существительных мужского и женского рожа с шипящей на конце. 
Автор Артюхова И.

Комментариев нет:

Отправка комментария