Стратегии "ЗИГЗАГ" и "ГРУППОВОЙ ПАЗЛ"

"Зигзаг"
Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
• анализировать текст совместно с другими людьми;
• вести исследовательскую работу в группе;
• доступно передавать информацию другому человеку;
• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Стратегия «Зигзаг» используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

1. Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание – организация работы с текстом большого объема – само по себе служит вызовом.



2. Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов.


3. Стадия размышления: работа в группе «экспертов».
Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

"Зигзаг 2", автор Славин.
Этот прием применяется на текстах меньшего объема. В отличие от первого «Зигзага», текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы – вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

Источники информации:
http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ
http://lib.1september.ru/2004/22/13.htm Групповые и парные формы работы. Стратегия «Зигзаг»

======================================================================
ТЕХНИКА «ГРУППОВОЙ ПАЗЛ»
В 1971 году ведущий американский социальный психолог, доктор философии по психологии, профессор Эллиот Аронсон разработал новый метод — технику «Групповой пазл» (Jigsaw technique. официальный сайт автора https://www.jigsaw.org/). Метод для организаций таких занятий в классе, при котором все ученики связаны между собой и зависят друг от друга.

Суть его в том, что учитель делит класс на группы, а задания — на части, которые дети должны собрать вместе как головоломку. В ходе такой работы возникает позитивная взаимосвязь и взаимозависимость друг от друга и коллективная ответственность за выполняемую работу.

Помимо того, что эта техника является эффективным способом изучения материала, сам процесс складывания пазла поощряет активное слушание, участие и сопереживание, предоставляет всем членам группы значимые роли в академической деятельности.

А вот какие преимущества имеет этот метод для педагогов:
  • Достаточно прост в освоении
  • Похож на игру, что ощутимо повышает вовлеченность учеников.
  • Может использоваться вместе с другими педагогическими техниками
  • Может применяться даже в течение одного урока
  • Не требует материальных вложений.
Пошаговая инструкция, названная «Десять шагов», научит вас использовать эту технику правильно.

«Десять шагов»
Шаг первый: разделите класс на группы по 5-6 человек
Группы должны быть максимально равными по возможностям. Сильные ученики, как и слабые, не должны все быть вместе в одной группе.
Используйте этот же простой метод для выявления социальных связей в классе: предложите ученикам поделиться самим и понаблюдайте за процессом. Так можно понять, кто с кем дружит, кто остается вне групп, как проявляют себя участники в ходе коллективной работы.

Шаг второй: в каждой группе назначьте лидера
Не стоит всегда выбирать самого сильного ученика или неформального лидера коллектива. Наблюдайте за тем, как себя проявят и другие учащиеся.

Шаг третий: разделите урок на 5-6 сегментов
Пояснение: не обязательно именно на 5-6. Количество сегментов — это число элементов в вашей головоломке, и именно вы решаете, сколько их будет.
Например, ваша задача — познакомить учеников с биографией писателя. Таким образом, вы делите её на приблизительно следующие сегменты:
  1. Детские годы, учеба в гимназии, лицее
  2. Семейная жизнь
  3. Литературные успехи, публикации, отзывы критиков
  4. Влияние исторического периода на творчество
  5. Вклад в мировую литературу
Шаг четвертый: дайте задание каждому ученику изучить один сегмент
Вы должны убедиться, что для этого изучения у каждого ребенка достаточно информации (и главное, чтобы ее не было больше, чем нужно)

Шаг пятый: выделите время на прочтение каждого сегмента дважды
Важное: ученики не должны учить наизусть эту информацию. Процесс должен быть максимально привлекательным и не раздражающим.

Шаг шестой: сформируйте временные «экспертные группы»
После того, как материал усвоен, формируются временные «экспертные» группы из учеников разных групп. Каждый должен познакомить остальных со вверенным ему материалом. Так происходит обмен мнениями, углубление своих познаний по всей заданной теме.

Шаг седьмой: верните учеников в первоначальные группы.
На этом этапе они должны обменяться новой информацией друг с другом. Являясь «экспертами» лишь в одном сегменте, они словно собирают групповой пазл, чтобы глубже вникнуть в тему.

Шаг восьмой: попросите учеников задавать друг другу вопросы
Вопросы на этом этапе крайне важны — именно тогда обучение становится активным процессом. Ученики проявляют любопытство, ликвидируют пробелы в своих знаниях.

Шаг девятый: переходите от группы к группе, наблюдайте за процессом
Если у какой-либо группы возникают проблемы (например, кто-то слишком доминирует или нарушает дисциплину), направьте ее деятельность в конструктивное русло. Также вы можете поручить лидеру группы следить за порядком.

Шаг десятый: проведите тестирование или викторину
Важно помнить: учебный процесс должен доставлять удовольствие, а не выглядеть обязанностью. Придумайте викторину, чтобы каждый ученик воспринимал процесс как игру.

Источник информации

Комментариев нет:

Отправить комментарий